Российские аэропорты наращивают пассажиропоток при поддержке нацпроекта

За последние годы пассажиропоток российских авиакомпаний показывает положительную динамику. По данным Росавиации, в первом квартале 2025 года воздушным транспортом воспользовались 22,7 млн человек, что на 7% больше, чем за аналогичный период 2023 года, и сопоставимо с пассажиропотоком в первом квартале 2024 года. И ожидается, что к 2030 году каждый россиянин будет летать самолетом чаще, чем раз в год.

В полтора раза увеличить авиационную "подвижность" россиян путем модернизации и развития инфраструктуры аэропортов поручил президент Владимир Путин. Для этого в том числе реализуется нацпроект "Эффективная транспортная система". При его поддержке в ближайшие шесть лет реконструируют и построят 75 аэропортов.

"Именно с аэропортов путешественники начинают знакомство и с городом, и с регионом, и со страной, куда они приезжают. И с нашей страной, конечно, когда люди будут знакомиться, все будет начинаться с современных комфортных аэропортов", — подчеркнул премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Он добавил, что при проектировании таких объектов важно предусмотреть современные комплексы, с удобными сервисами, логистикой, комфортными залами ожидания и возможностью быстро получить багаж.

"Модернизация аэропортов повышает связанность регионов, что дает толчок росту их инвестиционной привлекательности, созданию новых рабочих мест и в целом имеет положительное влияние на социально-экономическое развитие страны", — заявил министр транспорта РФ Роман Старовойт.

Хорошо оборудованные, удобные аэропорты необходимы для усиления связанности территорий России, повышения доступности и безопасности перелетов для граждан и, конечно, развития экономики регионов.

Одним из ярких примеров такой работы является аэропорт Толмачево в Новосибирске. В 2023 году там был открыт новый пассажирский терминал, а необходимая вспомогательная инфраструктура продолжает модернизироваться — строится рулежная дорожка, которая соединит две взлетно-посадочные полосы между собой.

"Строительство новых рулежных дорожек, модернизация светосигнального оборудования и создание вспомогательных объектов — это не просто инвестиции в инфраструктуру, а гарантия комфорта и надежности для миллионов пассажиров", — отметил генеральный директор аэропорта Константин Фуряев.

Результаты говорят сами за себя: в 2024 году аэропорт Толмачево обслужил рекордные 9,3 млн пассажиров, что на 2,3% больше, чем в предыдущем году. В пиковые дни через терминалы аэропорта проходит более 32,5 тыс. человек, а география полетов охватывает свыше 90 направлений.

"Толмачево впечатляет размахом: просторно, уютно и очень комфортно. Людей сейчас было не слишком много, поэтому нет суеты, можно спокойно пройти регистрацию и насладиться атмосферой путешествия (…) В целом отличный аэропорт — чистый, современный и с приятным сервисом", — сказал пассажир рейса Новосибирск — Ташкент Станислав Федоренко.

Внушительный рост пассажиропотока продемонстрировал и новый терминал аэропорта Магадана, открытый в конце 2024 года. Сейчас в нем модернизируют инфраструктуру. По оценке губернатора Магаданской области Сергея Носова, прошлогодний рост численности пассажиров сохранится и до конца года.

Продолжается модернизация и аэропортов в Якутии. Для этого региона обновление авиационной инфраструктуры имеет особое значение, поскольку почти 90% его территорий имеют сезонную транспортную доступность. Это значит, что пассажирские и грузовые перевозки в большинство населенных пунктов доступны круглый год лишь по воздуху. В Якутии уже обновили 11 воздушных гаваней: в Якутске, Черском, Жиганске, Хандыге, Белой Горе, Верхневилюйске, Вилюйске, Депутатском, Сангаре, Нерюнгри и Усть-Нере.

"До 2030 года планируется модернизация аэропортов Зырянки, Магана, Нюрбы, Тикси и второй очереди аэропорта Полярный", — отметили в правительстве республики.

По нацпроекту активно продолжается не только модернизация инфраструктуры аэропортов, но и строительство новых терминалов. С начала 2025 года уже введены в эксплуатацию новые терминалы аэропортов в Новокузнецке, Тюмени, Петропавловске-Камчатском, Минеральных Водах.

Аэропорт в Минеральных Водах, к примеру, играет ключевую роль для авиаперевозок на юге России. Его маршрутная сеть располагает 56 направлениями, 17 из которых — международные. В мае этого года там открыли новый терминал, оснащенный всеми современными высокотехнологичными системами для обслуживания пассажиров.

"Строительство нового терминала аэропорта Минеральные Воды — это пример того, как синергия государства, частного бизнеса и финансовых институтов может давать стратегический результат для всей страны", — подчеркнул основатель "Новапорт Холдинг" Роман Троценко.

Новый терминал в форме полумесяца строится в аэропорту Грозного в Чечне. Он сможет принимать любые типы воздушных судов и обслуживать до 1,2 млн пассажиров в год.

В аэропорту построят новую взлетно-посадочную полосу, спроектированную с учетом сейсмических норм. С ее появлением пропускная способность вырастет почти втрое.

"Будет больше пространства, обновленная инфраструктура, еще выше уровень сервиса. Аэропорт станет настоящими воздушными воротами республики, соответствующими самым высоким стандартам. Очень радует, что Грозный развивается такими темпами не только в воздухе, но и на земле", — отметила одна из пассажирок рейса Грозный — Москва Мадина Хатуева.

Строительство современного аэропорта запланировано и в Республике Алтай, куда туристы приезжают отдохнуть от городской суеты и полюбоваться природой. Со строительством нового здания, которое будет в 15 раз больше предыдущего, пропускная способность воздушной гавани составит порядка 1,5 млн пассажиров в год. При этом кратно возрастет количество рейсов и расширится география полетов.

"После получения статуса международного появятся маршруты в другие страны. И что очень важно при расширении аэропорта — для наших жителей будет созданы новые рабочие места", — подчеркнул глава Республики Алтай Андрей Турчак.

Как сообщало ИА Регнум, по нацпроекту "Эффективная транспортная система" в России модернизируют аэропорты, строят высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва — Санкт-Петербург и поезд для нее, расширяют возможности Северного морского пути, модернизируют железнодорожную инфраструктуру БАМа и Транссиба, развивают морские порты и сеть речных путей, готовят квалифицированных отраслевых специалистов.

К 2030 году в России появится бесшовная транспортная система, благодаря которой больше людей смогут путешествовать по стране без лишних пересадок и на более дальние расстояния, а объем грузоперевозок продолжит расти. Авторские права на данный материал принадлежат «Regnum». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Источник: aviaport.ru