Пока вся желтая пресса смакует падение во время испытаний в Казани 8 июля 2025 года российского тяжелого БПЛА «Альтиус» («Альтиус-РУ»), у адекватных людей сразу возникает много вопросов к самому факту возобновившихся летных испытаний данной машины. Дело в том, что «Альтиус» с 2021 года, когда сообщалось о постройке его первой партии, где-либо не появлялся, и дальнейшее развитие программы самого большого отечественного беспилотника с того времени зависело от наличия двигателей. А с двигателями ситуация получилась непростая…
Начнем по порядку. Проект по разработке российского БПЛА «массой до 5 тонн» (НИР «Альтиус-М») стартовал в 2011 году. Его основным исполнителем было ОКБ «Сокол» (Научно-производственное объединение «Опытно-конструкторское бюро имени М. П. Симонова») в Казани, предприятие еще со времен СССР занималось темой беспилотников (создание воздушных мишеней на базе самолетов и т.п.). К разработке самого большого БПЛА подключились известные российские предприятия военно-промышленного комплекса.
В 2017 году сообщалось о двух построенных опытных экземплярах. Конечная сборка «Альтиусов» велась на Казанском авиазаводе (цех «КАПО-композиты»). В 2018 году произошла смена главного разработчика — вместо ОКБ имени Симонова было решено передать разработку БПЛА на Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), и в 2019 году возобновились летные испытания.
К концу 2021 года испытания «Альтиуса» были завершены и объявлено о начале его производства для Минобороны РФ. И вот с этого момента большая машина пропадает из информационного поля. Не по причине секретности, а по причине отсутствия нормального серийного двигателя. И в этом нет ничего удивительного, если посмотреть, на чем должны были летать серийные БПЛА «Альтиус».
Дело в том, что когда в 2010-х годах в России решили обзавестись своим очень большим ударным/разведывательным БПЛА, то вопрос с двигателями всех меньше всего беспокоил. Почему?
Во-первых, преобладало глупое, но очень популярное в то время в столице мнение, что можно купить то, чего нет за рубежом. Во-вторых, на предложения оперативно доводить до ума уже начатые разработки по своим новым двигателям, граждане с прозападными прошивками в головах реагировали вяло (см. первый пункт).
В итоге «Альтиус» (а вместе с ним и активно создававшийся тогда новый российский учебно-тренировочный самолет Як-152) получили 500-сильные 12-цилиндровые поршневые дизельные V-образные 4-тактные двигатели водяного охлаждения RED A03 разработки компании RED Aircraft GmbH Владимира Райхлина.
RED A03 был удачным продуктом, но локализация его в России выполнена не была. Компания, располагаясь в Германии, работала на Россию, и многие почему-то считали, что такая схема надежна и долгосрочна. В 2022 году власти Германии ее нарушили, а в 2023 году Райхлин был осужден судом ФРГ и приговорен к пяти годам лишения свободы «за незаконный экспорт в Россию с 2015 по 2021 годы для военного применения в обход германских санкций». В общем, неонацисты поступили вполне логично, и к тем, кто упорно продвигал подобные сложные схемы кооперации остаются много вопросов…
Именно поэтому встали Як-152 и «Альтиус». Но как выяснилось «внезапно» (спустя 3 года) по БПЛА снова идут работы и проводятся летные испытания. Утром 8 июля 2025 года во время захода на посадку один из «Альтиусов» упал неподалеку от аэродрома в Казани («во время полета неустановленными внешними средствами РЭБ была нарушена спутниковая навигация, посадка осуществлялась в инерциальном режиме, произошла нештатная ситуация»). Это вызвало радостный визг отечественных и зарубежных критиков и «специалистов по авиации». Фото и кадры с разбившейся машиной тиражировали весь день в соцсетях и на сайтах. Между тем, истерящие субъекты не уловили главную новость — для «Альтиуса» появились (или скоро появятся) двигатели. Какие — самый интересный вопрос, так как полных аналогов 500-сильных RED A03 Райхлина у нас вроде как в авиации нет, ближайший вариант — ВК-800СМ (800 л.с.) — кстати, тоже находящийся в разработке под управлением УЗГА. Возможно, что подняли в небо один из ранее построенных «альтиусов» (с хранения) для отработки новых систем управления, а через какое-то время появится новый вариант с русскими двигателями. Просто так гонять огромный БПЛА с почти 30-метровым размахом крыла и 5-тонной массой вряд ли имеет смысл, а вот если программа по его новой модификации запущена, то очень даже такие полеты нужны. В общем, пока «всепропальщики» плакали, а враги аплодировали, вырисовывается интересная картина.
Теперь о том, что можно делать при помощи «Альтиуса». Изначально его позиционировали как разведывательно-ударную машину — с одной тонной управляемых ракет/бомб на борту и дальностью полета до 7000 км. Кроме спутникового канала управления БПЛА имеется бесплатформенная инерциальная навигационная система, с которой дрон может работать автономно. Также сообщалось об установке бортовой РЛС с АФАР. Такой беспилотник может стать платформой для систем радиоэлектронной борьбы и разведки, радиолокационного обнаружения летающих объектов (самолеты, вертолеты, БПЛА) и т.д.
Так что ждем новые «Альтиусы» с ВК-800СМ или с какими-то еще вариациями отечественных двигателей. А беспилотники, как и самолеты, иногда могут падать во время испытаний, и это вполне нормально.
Авторские права на данный материал принадлежат «Техносфера». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Источник: aviaport.ru