Архитектурное проектирование объектов гражданской авиации: от эскизов до воплощения. Интервью с Андреем Беляевым

Архитектурное проектирование объектов гражданской авиации: от эскизов до воплощения. Интервью с Андреем Беляевым

За стеклянными фасадами современных аэропортов скрываются годы труда, тысячи решений и одна главная идея. Откуда она берется? Как эскиз на бумаге превращается в терминал? Об этом рассказывается в интервью с главным архитектором проекта отдела архитектурного проектирования зданий и сооружений «Аэропроектам» Андреем Беляевым.

— Андрей, все начинается с идеи. Но аэропорт — это же не просто красивое здание, это сложнейший механизм. Как рождается этот замысел?

Вы правы, аэропорт — это прежде всего четко работающая машина. Но машина для людей. Идея — это ответ на множество вопросов. Кто будет летать? Бизнесмены или туристы на курорт? Какой поток? Где стоит будущий терминал — в степи, горах или пригороде мегаполиса? Анализ задания на проектирование, местности, истории, экономики — вот питательная среда для идеи. И первые эскизы — это всегда взрыв! Карандаш, маркер, иногда просто ручка на клочке бумаги, не аккуратные чертежи, а поток сознания, эмоция, попытка ухватить суть, экспрессивно, смело, иногда даже грубо, но в этих линиях уже живет будущее здание.

— То есть, первые наброски — это уже концепция? Можно пример?

Конечно! Возьмем Магнитогорск. Перед нами — город металлургов, мощь Урала, история. И еще важный факт: 6 марта 1933 года первые регулярные рейсы Свердловск-Магнитогорск открыли самолеты «Сталь-2» конструкции Александра Ивановича Путилова. «Сталь» и горы — вот два ключа. В эскизах родился образ: просторный объединенный пассажирский зал, а в его сердце — динамичная композиция. Стилизованные горы в виде мощных призматических объемов — отсыл к Уралу и железной руде, и рядом — два макета тех самых «Сталек» Путилова! Они не просто экспонаты, они — стержень, связующее звено между прошлым героической авиации и настоящим. Идея сразу задала тон всему интерьеру, его масштабу и духу.

— Звучит мощно! А если место другое? Скажем, Шерегеш — горнолыжный курорт.

Там история совершенно иная! Шерегеш — это природа во всей ее мощи: горы, тайга, чистый воздух, и функционально — это ворота для туристов на горнолыжный курорт. Наши первые скетчи для аэровокзала и административного здания были буквально диалогом с ландшафтом. Мы искали формы, которые не спорили бы с горами, а вступали с ними в гармонию. Акценты в объемно-пространственной композиции — это отражение силуэтов хребтов, использование натуральных материалов (или их визуальных аналогов), большие остекления, впускающие пейзаж внутрь. Здание должно стать не инородным объектом, а органичным продолжением места, его логистическим и эмоциональным центром для лыжников и сноубордистов.

— Эскиз найден, идея захватила. Что дальше? Как смелый рисунок становится документацией?

Тут начинается настоящая работа! Эскиз — это искра, начало, а дальше эскизный проект. Мы начинаем «одевать» идею в реальные параметры: уточняем габариты, технологические цепочки (пассажиропотоки, багаж, безопасность), считаем конструкции для огромных пролетов залов, прорабатываем интеграцию инженерных систем — это целая вселенная! Все это должно работать как часы и при этом не убить изначальную идею! Потом — проектная и рабочая документация.

— Какой самый сложный момент на этом пути?

Сохранить душу проекта, когда сталкиваются жесткие нормы безопасности, ограничения бюджета, технологические сложности и наша архитектурная идея. Найти решение, которое удовлетворит всех и не предаст замысел — вот высший пилотаж. Как с теми же «Сталь-2» в Магнитогорске — вписать их в современные требования безопасности и комфорта непросто, но необходимо для целостности образа.

— Андрей, что дает вам наибольшее удовлетворение?

Представлять, как люди будут приходить в новый терминал. Вот они смотрят вверх на эти «горы» в Магнитогорске или любуются видами через огромные окна в Шерегеше. Видеть их удивление, комфорт, понимание, что здесь не просто функциональная коробка, а место с характером, со своей историей, связанное с этой землей. Если пассажир чувствует эту связь — значит, мы свою работу сделали правильно. От эскиза до воплощения — это не просто строительство, это создание места силы, ворота в мир, которые запоминаются.

— А что для вас аэропорт? Какие чувства и эмоции он вызывает?

Аэропорт — это особое место, в котором есть все: романтика путешествия и полета, встречи и расставания, запах кофе, гул турбин, а самое главное — предстоящая свобода, когда ты оказываешься в воздухе и другой точке земного шара. Аэропорт вдохновляет на новые архитектурные фантазии, наполненные драматургией этого места и самой романтичной для меня типологией здания.

Фото: Аэропроект Авторские права на данный материал принадлежат «Аэропроект». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Источник: aviaport.ru